РЕКОМЕНДАЦИИ Общественной палаты Российской Федерации по итогам общественных слушаний на тему: «Развитие городского электрического транспорта в Российской Федерации, проблемы и пути их решения»

Категория: Новости

6 апреля 2016г. г.Москва

На протяжении последних лет специалисты и руководители городского электрического транспорта выражают озабоченность в связи с тем, что все больше предприятий городского электрического транспорта Российской Федерации вынуждены уменьшать объемы выполняемой работы, сокращать количество подвижного состава, увольнять квалифицированных специалистов.

Как отмечают участники общественных слушаний такая ситуация сложилась с момента принятия Закона Российской Федерации № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, в котором к вопросам местного самоуправления городского округа отнесено только создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания. Содержание и развитие материальной базы трамвайных и троллейбусных перевозок к ведению местных органов власти не отнесено.

Эта неопределенность в Законе привела к тому, что на рынке перевозок появилось множество плохо организованных частных автоперевозчиков. В органах местного самоуправления сложилось во многих случаях необоснованное мнение, что частные автоперевозчики работают более эффективно и способны осуществить весь объем перевозок, не требуя из местного бюджета каких-либо средств.

На самом деле этого не случилось. В настоящее время сами коммерческие перевозчики не готовы инвестировать в создание безопасной, удобной для города системы общественного транспорта, а обслуживают лишь наиболее напряжённые пассажиронаправления, чаще всего дублируют маршруты электрического транспорта. Дублирование приводит к уменьшению численности пассажиров, перевозимых электрическим транспортом, и к еще большему ухудшению положения предприятий городского электротранспорта в России.

При этом муниципалитетам приходится брать на себя двойную ношу: тратить миллиарды на объекты дорожной инфраструктуры и компенсировать задолженность предприятиям общественного транспорта, чтобы как-то поддерживать их на «плаву». Перекосы в сфере управления городскими перевозками, субъективное влияние личного мнения руководителей различного уровня на структуру общественных перевозок, отсутствие чётких правил в этой сфере, ведёт к печальному результату - ликвидации удобного, экологически безопасного вида транспорта – трамваев и троллейбусов и замене их на автомобильный транспорт (как правило, на автобусы малой вместимости).

Можно констатировать, что в России повторяются ошибки европейских городов, где в свое время пошли по пути ликвидации электрического пассажирского транспорта, а потом были вынуждены вкладывать огромные средства в возвращение городского электротранспорта.

Анализ состояния горэлектротранспорта в 67 городах России свидетельствует о следующих результатах:

- Трамваи:

Количество трамваев сократилось на 40% по сравнению с 1990 годом.

Износ подвижного состава составляет 83%.

Закупка новых трамваев с 2010 по 2015 год осуществлялась по 12 единиц на город, что составляет лишь 9% от необходимой численности вагонов для обновления парка.

- Троллейбусы:

Количество троллейбусов сократилось на 21% по сравнению с 1990 годом.

Износ подвижного состава составляет 75%.

Закупка новых троллейбусов с 2010 по 2015 год — по 26 единиц на город, что составляет лишь 22% от необходимого числа машин для замены снятых с эксплуатации.

- Состояние инфраструктуры предприятий ГЭТ:

Протяженность трамвайных путей сократилась на 12% по сравнению с 1990 годом, из них нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции 40%.

Нуждается в ремонте и реконструкции 41% участков контактной сети.

Нуждаются в ремонте и реконструкции 60% тяговых подстанций.

- Ликвидирован электротранспорт в следующих городах:

Трамвайное движение — в 8 городах: Шахты (2001), Архангельск (2004), Астрахань (2007), Иваново (2008), Воронеж (2009), Рязань (2010), Дзержинск (2016), Ногинск (2013).

Троллейбусное движение — в 6 городах: Шахты (2007), Архангельск (2008), Тюмень (2009), Владикавказ (2010), Сызрань (2014), Каменск-Уральский (2015).

Основные объективные причины бедственного экономического положения городского электротранспорта:

• несоответствие тарифов на перевозку пассажиров их экономически обоснованному уровню;

• несоответствие условий оплаты транспортной работы заказчиками перевозок «Методическим рекомендациям», введенным в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 18.04.2013 № НА-37-р;

• убытки предприятий от невозмещенных затрат на перевозки льготных категорий граждан;

• наличие избыточной и недобросовестной конкуренции с автоперевозчиками.

Принятый Государственной Думой 30.06.2015 года Федеральный закон № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон 220-ФЗ), пока так же не урегулировал имеющиеся противоречия, так как способствует развитию рынка регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, легализации данного вида перевозок пассажиров и развитию транспортной инфраструктуры (автовокзалов и автостанций).

В законе не учтена специфика городского электрического транспорта, определяемая его конструктивными особенностями и технологией основных производственных процессов. Наличие затрат на содержание собственной транспортной инфраструктуры (пути, тяговое хозяйство) ставит городской электротранспорт в неравные финансово-экономические условия с иными перевозчиками, что создает конкурентное преимущество автотранспорта перед городским электрическим транспортом.

Всё более актуальной становится проблема снижения объемов финансирования предприятий городского электрического транспорта и прямых попыток его ликвидации. Под влиянием ухудшающегося финансового положения, принимаются поспешные решения, заведомо невыгодные для городов и большинства городского населения.

Как отмечается в Дрезденской декларации Международного союза общественного транспорта : «Конкуренция нескольких перевозчиков на одном и том же маршруте является контрпродуктивной и не способствует эффективности общественного транспорта».

Общественная палата по итогам общественных слушаний по проблемам отрасли городского пассажирского электротранспорта, учитывая сложную ситуацию и значительную социально-экономическую роль данных перевозок для приведения в соответствие законодательной базы, внесения изменений в нормативные акты Российской Федерации, прямо или косвенно регулирующие деятельность в области пассажирского городского электротранспорта, считает необходимым рекомендовать:

  1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
    1. Внести изменения в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», касательно:
      1. понятия «муниципального маршрута регулярных перевозок», содержащегося в п.п. 7 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 220-ФЗ;
      2. необходимости расширения перечня, изложенного в пп. 13 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 220-ФЗ, путём включения в понятие «вид транспортного средства» скоростного трамвая, городской электрички, электробуса, фуникулёра;
      3. статьи 3, которая не даёт определения городскому наземному электрическому транспорту. В связи с этим считаем необходимым дополнить статью 3 подпунктом 28, который закрепил бы такое определение;
      4. понятий, используемых в Федеральном законе № 220-ФЗ. Отсутствует понятие начальной (максимальной) цены контракта, определяющей порядок организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам;
      5. включения в перечень характеристик транспортных средств, на основе которых проводится оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе, уровня экологичности транспортных средств, предлагаемых участником конкурса для осуществления регулярных перевозок.
    2. Внести изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в пункты, определяющие случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, выполнение работ и услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок.
    3. Внести изменения в Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», определяющие правовой статус безбилетного пассажира, его ответственность, и меры, стимулирующие граждан к законопослушному поведению.
    4. Внести изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», регулирующие взыскание штрафов за безбилетный проезд и ужесточающие наказание за создание препятствий на пути движения городского электрического транспорта.
    5. Внести дополнения в п.2 ст.6 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (закон об ОСАГО), касающиеся возмещения предприятиям городского электрического транспорта убытков от простоя подвижного состава на линии вследствие ДТП с возможностью страховым компаниям регрессного требования со страхователя.
    6. Внести изменения в "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 № 200-ФЗ в части приведения норм и ограничений по застройке лесопарковых зон (городские леса) к нормам застройки зон федеральных лесов.
    7. Согласовать положения Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» c положениями Федерального закона №220-ФЗ в части разграничения полномочий местных органов власти и субъектов федерации по разработке, корректировке и утверждению единой маршрутной сети муниципальных и межмуниципальных маршрутов, с указанием вида транспорта, вместимости подвижного состава, расписания движения.

Все регулярные перевозки пассажиров должны происходить только по договору (контракту) с городом и только по установленной маршрутной сети и расписанию. Необходимо раскрыть в Федеральном законе №131-ФЗ понятие «организация транспортного обслуживания», в основе которого лежит разработка маршрутной сети и заказ работы перевозчиков по установленному расписанию, а также контролю за выполнением перевозчиками условий контрактов.

  1. Правительству Российской Федерации:
    1. В целях технического и технологического развития городского электрического транспорта как подотрасли транспортной отрасли отнести к ведению Минтранса России не только функции по организации перевозок, но и задачи по строительству и модернизации инфраструктуры, внедрению современного подвижного состава, новых технологий энергосбережения. Внести соответствующие изменения и дополнения в проект стратегии развития автомобильного и городского пассажирского электротранспорта на период до 2030 года, разработанной Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта по заказу Минтранса России.
    2. Внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 21.01.2016) "О Правилах дорожного движения", касаемо увеличения штрафов за правонарушения, запрета движения по трамвайным путям попутного следования, что позволит исключить простои и организовать движение городского наземного электротранспорта с соблюдением расписания движения.
    3. Внести изменения в Строительные Правила 98.133330.2012, в части требований по проектированию и строительству трамвайных путей с использованием шумопоглощающих технологий в стеснённых условиях городской застройки.
    4. Закрепить за Министерством транспорта Российской Федерации полномочия по утверждению методики разработки и изменения маршрутной сети, показателей эффективности и разумного дублирования маршрутов, разработки предложений по развитию транспортной инфраструктуры, системы безналичных расчетов за проезд, методику подготовки обоснования на запрос федерального финансирования объектов развития транспортной инфраструктуры и обновления подвижного состава.
    5. Просить Правительство Российской Федерации (Дворковича А.В.) ускорить выпуск распоряжения о субсидировании производства трамваев и троллейбусов в Российской Федерации на сумму 1 млрд. руб. на 2016 год.
  2. Министерству транспорта Российской Федерации:
    1. Вынести на общественные слушания рассмотрение проекта «Стратегии развития автомобильного и городского электрического транспорта Российской Федерации на период до 2030 года», разработанный ОАО «Научно-Исследовательский институт автомобильного транспорта».
    2. Рассмотреть возможность создания в структуре министерства Отдела городского пассажирского электротранспорта с передачей ему полномочий и ответственности за методическое обеспечение повышения качества обслуживания пассажиров городским транспортом, мониторинг состояния горэлектротранспорта, согласование вопросов приостановки деятельности горэлектротранспорта.
    3. Согласовать с Федеральной службой по тарифам и принять единую методику расчета экономически обоснованных тарифов на регулярную перевозку пассажиров общественным транспортом, с учетом инвестиционной составляющей и утвердить ее в качестве обязательной для исполнения в субъектах Российской Федерации.
    4. Рассмотреть вопрос о подготовке методических рекомендаций по разработке документа планирования регулярных перевозок. Нормативно закрепить ограничение по дублированию маршрутов, а так же определить численный критерий на дублирование маршрута. Разработать рекомендации или нормативы по определению цены единицы работы, предусмотренной контрактом.
    5. Утвердить методику определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам.
    6. Рекомендовать использовать опыт работы органов государственной власти Республики Беларусь в вопросах развития материальной базы, обновления подвижного состава, тарифной политики горэлектротранспорта.
  1. Министерству энергетики Российской Федерации:

внести изменения в Постановление Правительства №442 от 04.05.2012г. "О функционировании розничных рынков электроэнергии", которые позволят установить оплату за использование электрической энергии на тягу, то есть непосредственно на перевозку пассажиров, по льготным тарифам.

  1. Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
    1. Разработать Федеральную целевую программу обновления парка городского электрического транспорта, модернизации путевого хозяйства и энергосетевой системы на условиях бюджетного субсидирования и софинансирования от местных бюджетов. Определить источники финансирования.

5.2. Рассмотреть модель программы обновления парка трамваев и троллейбусов на основе нормативных сроков эксплуатации и капитально-восстановительных ремонтов, включающую в себя:

- определение заводом- производителем срока эксплуатации подвижного состава до обязательного капитально-восстановительного ремонта;

- допустимое количество капитально-восстановительных ремонтов и технические требования к заменяемым узлам и агрегатам;

- предельные сроки эксплуатации с учетом капитально-восстановительных ремонтов парка;

- разработка на основе нормативных сроков эксплуатации программы капитально-восстановительных ремонтов и обновления подвижного состава;

- свод региональных программ в общую федеральную позволит оптимально распределить бюджетные средства на ремонт и обновление парка, а так же равномерно разместить заказы и загрузить мощности заводов-изготовителей.

  1. Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации:

упростить процедуру оформления электронного полиса ОСАГО для юридических лиц, предусмотреть возможность для юридических лиц производить оплату безналичным расчетом в течении трех дней после получения полиса ОСАГО;

  1. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
    1. Обратить внимание на то, что прямое действие статьи 45 7 главы Трудового кодекса по отраслевым соглашениям и, оговариваемая в них индексация минимальной оплаты труда работника более одного раза в году без одобрения со стороны муниципалитетов, входит в противоречие с Бюджетным кодексом Российской Федерации, что требует внесения необходимых правок
    2. Разработать и утвердить порядок компенсации убытков перевозчиков за перевозку льготных категорий граждан.
  2. Главам субъектов Российской Федерации:
    1. Поддержать развитие электротранспорта как самого экологически чистого для эксплуатации в городах и населенных пунктах, в т. ч. в рамках проводимых мероприятий Года экологии, объявленного на 2017 год Президентом РФ Путиным В.В.
    2. Рекомендовать принятие целевых региональных программ развития городского электротранспорта с целевыми показателями по доле электротранспорта в общем объеме перевозок пассажиров общественным транспортом, по модернизации инфраструктуры, обновлению парка, повышению качества транспортного обслуживания населения, а так же закрепление выше перечисленных функций за органами местного самоуправления.
    3. «Для обеспечения жизнедеятельности горэлектротранспорта как основного вида для перевозки пассажиров льготных категорий, рекомендовать отнести финансирование данных перевозок в бюджетах городов к защищенным статьям социальных расходов».
    4. Не допустить в системе организации перевозок избыточную недобросовестную конкуренцию горэлектротранспорта с другими видами транспорта
  3. Минприроды России:

рекомендовать включить в программу года экологии – 2017 мероприятия по поддержке и развитию экологически чистых видов транспорта и приоритету электротранспорта.

  1. Общественной палате Российской Федерации:
    1. Взять на контроль ход реализации настоящих рекомендаций.
    2. Рекомендовать региональным Общественным палатам РФ рассмотреть вопрос о состоянии и мерах по развитию городского электротранспорта в субъектах РФ.
  2. Международной ассоциации предприятий городского электротранспорта (МАП ГЭТ):
    1. Рекомендовать с целью конструктивного взаимодействия с перевозчиками пассажиров автомобильным транспортом по организации перевозок различными видами транспорта активнее использовать площадку Союза транспортников России и возможности членства в Союзе.
    2. Рекомендовать активнее использовать возможности отраслевых и региональных средств массовой информации в популяризации преимуществ горэлектротранспорта.

 

Письмо министру транспорта М.Ю.Соколову