РЕКОМЕНДАЦИИ Общественной палаты Российской Федерации по итогам общественных слушаний на тему: «Развитие городского электрического транспорта в Российской Федерации, проблемы и пути их решения»
Категория: Новости
6 апреля 2016г. г.Москва
На протяжении последних лет специалисты и руководители городского электрического транспорта выражают озабоченность в связи с тем, что все больше предприятий городского электрического транспорта Российской Федерации вынуждены уменьшать объемы выполняемой работы, сокращать количество подвижного состава, увольнять квалифицированных специалистов.
Как отмечают участники общественных слушаний такая ситуация сложилась с момента принятия Закона Российской Федерации № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, в котором к вопросам местного самоуправления городского округа отнесено только создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания. Содержание и развитие материальной базы трамвайных и троллейбусных перевозок к ведению местных органов власти не отнесено.
Эта неопределенность в Законе привела к тому, что на рынке перевозок появилось множество плохо организованных частных автоперевозчиков. В органах местного самоуправления сложилось во многих случаях необоснованное мнение, что частные автоперевозчики работают более эффективно и способны осуществить весь объем перевозок, не требуя из местного бюджета каких-либо средств.
На самом деле этого не случилось. В настоящее время сами коммерческие перевозчики не готовы инвестировать в создание безопасной, удобной для города системы общественного транспорта, а обслуживают лишь наиболее напряжённые пассажиронаправления, чаще всего дублируют маршруты электрического транспорта. Дублирование приводит к уменьшению численности пассажиров, перевозимых электрическим транспортом, и к еще большему ухудшению положения предприятий городского электротранспорта в России.
При этом муниципалитетам приходится брать на себя двойную ношу: тратить миллиарды на объекты дорожной инфраструктуры и компенсировать задолженность предприятиям общественного транспорта, чтобы как-то поддерживать их на «плаву». Перекосы в сфере управления городскими перевозками, субъективное влияние личного мнения руководителей различного уровня на структуру общественных перевозок, отсутствие чётких правил в этой сфере, ведёт к печальному результату - ликвидации удобного, экологически безопасного вида транспорта – трамваев и троллейбусов и замене их на автомобильный транспорт (как правило, на автобусы малой вместимости).
Можно констатировать, что в России повторяются ошибки европейских городов, где в свое время пошли по пути ликвидации электрического пассажирского транспорта, а потом были вынуждены вкладывать огромные средства в возвращение городского электротранспорта.
Анализ состояния горэлектротранспорта в 67 городах России свидетельствует о следующих результатах:
- Трамваи:
Количество трамваев сократилось на 40% по сравнению с 1990 годом.
Износ подвижного состава составляет 83%.
Закупка новых трамваев с 2010 по 2015 год осуществлялась по 12 единиц на город, что составляет лишь 9% от необходимой численности вагонов для обновления парка.
- Троллейбусы:
Количество троллейбусов сократилось на 21% по сравнению с 1990 годом.
Износ подвижного состава составляет 75%.
Закупка новых троллейбусов с 2010 по 2015 год — по 26 единиц на город, что составляет лишь 22% от необходимого числа машин для замены снятых с эксплуатации.
- Состояние инфраструктуры предприятий ГЭТ:
Протяженность трамвайных путей сократилась на 12% по сравнению с 1990 годом, из них нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции 40%.
Нуждается в ремонте и реконструкции 41% участков контактной сети.
Нуждаются в ремонте и реконструкции 60% тяговых подстанций.
- Ликвидирован электротранспорт в следующих городах:
Трамвайное движение — в 8 городах: Шахты (2001), Архангельск (2004), Астрахань (2007), Иваново (2008), Воронеж (2009), Рязань (2010), Дзержинск (2016), Ногинск (2013).
Троллейбусное движение — в 6 городах: Шахты (2007), Архангельск (2008), Тюмень (2009), Владикавказ (2010), Сызрань (2014), Каменск-Уральский (2015).
Основные объективные причины бедственного экономического положения городского электротранспорта:
• несоответствие тарифов на перевозку пассажиров их экономически обоснованному уровню;
• несоответствие условий оплаты транспортной работы заказчиками перевозок «Методическим рекомендациям», введенным в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 18.04.2013 № НА-37-р;
• убытки предприятий от невозмещенных затрат на перевозки льготных категорий граждан;
• наличие избыточной и недобросовестной конкуренции с автоперевозчиками.
Принятый Государственной Думой 30.06.2015 года Федеральный закон № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон 220-ФЗ), пока так же не урегулировал имеющиеся противоречия, так как способствует развитию рынка регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, легализации данного вида перевозок пассажиров и развитию транспортной инфраструктуры (автовокзалов и автостанций).
В законе не учтена специфика городского электрического транспорта, определяемая его конструктивными особенностями и технологией основных производственных процессов. Наличие затрат на содержание собственной транспортной инфраструктуры (пути, тяговое хозяйство) ставит городской электротранспорт в неравные финансово-экономические условия с иными перевозчиками, что создает конкурентное преимущество автотранспорта перед городским электрическим транспортом.
Всё более актуальной становится проблема снижения объемов финансирования предприятий городского электрического транспорта и прямых попыток его ликвидации. Под влиянием ухудшающегося финансового положения, принимаются поспешные решения, заведомо невыгодные для городов и большинства городского населения.
Как отмечается в Дрезденской декларации Международного союза общественного транспорта : «Конкуренция нескольких перевозчиков на одном и том же маршруте является контрпродуктивной и не способствует эффективности общественного транспорта».
Общественная палата по итогам общественных слушаний по проблемам отрасли городского пассажирского электротранспорта, учитывая сложную ситуацию и значительную социально-экономическую роль данных перевозок для приведения в соответствие законодательной базы, внесения изменений в нормативные акты Российской Федерации, прямо или косвенно регулирующие деятельность в области пассажирского городского электротранспорта, считает необходимым рекомендовать:
- Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
- Внести изменения в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», касательно:
- понятия «муниципального маршрута регулярных перевозок», содержащегося в п.п. 7 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 220-ФЗ;
- необходимости расширения перечня, изложенного в пп. 13 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 220-ФЗ, путём включения в понятие «вид транспортного средства» скоростного трамвая, городской электрички, электробуса, фуникулёра;
- статьи 3, которая не даёт определения городскому наземному электрическому транспорту. В связи с этим считаем необходимым дополнить статью 3 подпунктом 28, который закрепил бы такое определение;
- понятий, используемых в Федеральном законе № 220-ФЗ. Отсутствует понятие начальной (максимальной) цены контракта, определяющей порядок организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам;
- включения в перечень характеристик транспортных средств, на основе которых проводится оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе, уровня экологичности транспортных средств, предлагаемых участником конкурса для осуществления регулярных перевозок.
- Внести изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в пункты, определяющие случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, выполнение работ и услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок.
- Внести изменения в Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», определяющие правовой статус безбилетного пассажира, его ответственность, и меры, стимулирующие граждан к законопослушному поведению.
- Внести изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», регулирующие взыскание штрафов за безбилетный проезд и ужесточающие наказание за создание препятствий на пути движения городского электрического транспорта.
- Внести дополнения в п.2 ст.6 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (закон об ОСАГО), касающиеся возмещения предприятиям городского электрического транспорта убытков от простоя подвижного состава на линии вследствие ДТП с возможностью страховым компаниям регрессного требования со страхователя.
- Внести изменения в "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 № 200-ФЗ в части приведения норм и ограничений по застройке лесопарковых зон (городские леса) к нормам застройки зон федеральных лесов.
- Согласовать положения Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» c положениями Федерального закона №220-ФЗ в части разграничения полномочий местных органов власти и субъектов федерации по разработке, корректировке и утверждению единой маршрутной сети муниципальных и межмуниципальных маршрутов, с указанием вида транспорта, вместимости подвижного состава, расписания движения.
Все регулярные перевозки пассажиров должны происходить только по договору (контракту) с городом и только по установленной маршрутной сети и расписанию. Необходимо раскрыть в Федеральном законе №131-ФЗ понятие «организация транспортного обслуживания», в основе которого лежит разработка маршрутной сети и заказ работы перевозчиков по установленному расписанию, а также контролю за выполнением перевозчиками условий контрактов.
- Правительству Российской Федерации:
- В целях технического и технологического развития городского электрического транспорта как подотрасли транспортной отрасли отнести к ведению Минтранса России не только функции по организации перевозок, но и задачи по строительству и модернизации инфраструктуры, внедрению современного подвижного состава, новых технологий энергосбережения. Внести соответствующие изменения и дополнения в проект стратегии развития автомобильного и городского пассажирского электротранспорта на период до 2030 года, разработанной Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта по заказу Минтранса России.
- Внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 21.01.2016) "О Правилах дорожного движения", касаемо увеличения штрафов за правонарушения, запрета движения по трамвайным путям попутного следования, что позволит исключить простои и организовать движение городского наземного электротранспорта с соблюдением расписания движения.
- Внести изменения в Строительные Правила 98.133330.2012, в части требований по проектированию и строительству трамвайных путей с использованием шумопоглощающих технологий в стеснённых условиях городской застройки.
- Закрепить за Министерством транспорта Российской Федерации полномочия по утверждению методики разработки и изменения маршрутной сети, показателей эффективности и разумного дублирования маршрутов, разработки предложений по развитию транспортной инфраструктуры, системы безналичных расчетов за проезд, методику подготовки обоснования на запрос федерального финансирования объектов развития транспортной инфраструктуры и обновления подвижного состава.
- Просить Правительство Российской Федерации (Дворковича А.В.) ускорить выпуск распоряжения о субсидировании производства трамваев и троллейбусов в Российской Федерации на сумму 1 млрд. руб. на 2016 год.
- Министерству транспорта Российской Федерации:
- Вынести на общественные слушания рассмотрение проекта «Стратегии развития автомобильного и городского электрического транспорта Российской Федерации на период до 2030 года», разработанный ОАО «Научно-Исследовательский институт автомобильного транспорта».
- Рассмотреть возможность создания в структуре министерства Отдела городского пассажирского электротранспорта с передачей ему полномочий и ответственности за методическое обеспечение повышения качества обслуживания пассажиров городским транспортом, мониторинг состояния горэлектротранспорта, согласование вопросов приостановки деятельности горэлектротранспорта.
- Согласовать с Федеральной службой по тарифам и принять единую методику расчета экономически обоснованных тарифов на регулярную перевозку пассажиров общественным транспортом, с учетом инвестиционной составляющей и утвердить ее в качестве обязательной для исполнения в субъектах Российской Федерации.
- Рассмотреть вопрос о подготовке методических рекомендаций по разработке документа планирования регулярных перевозок. Нормативно закрепить ограничение по дублированию маршрутов, а так же определить численный критерий на дублирование маршрута. Разработать рекомендации или нормативы по определению цены единицы работы, предусмотренной контрактом.
- Утвердить методику определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам.
- Рекомендовать использовать опыт работы органов государственной власти Республики Беларусь в вопросах развития материальной базы, обновления подвижного состава, тарифной политики горэлектротранспорта.
- Министерству энергетики Российской Федерации:
внести изменения в Постановление Правительства №442 от 04.05.2012г. "О функционировании розничных рынков электроэнергии", которые позволят установить оплату за использование электрической энергии на тягу, то есть непосредственно на перевозку пассажиров, по льготным тарифам.
- Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
- Разработать Федеральную целевую программу обновления парка городского электрического транспорта, модернизации путевого хозяйства и энергосетевой системы на условиях бюджетного субсидирования и софинансирования от местных бюджетов. Определить источники финансирования.
5.2. Рассмотреть модель программы обновления парка трамваев и троллейбусов на основе нормативных сроков эксплуатации и капитально-восстановительных ремонтов, включающую в себя:
- определение заводом- производителем срока эксплуатации подвижного состава до обязательного капитально-восстановительного ремонта;
- допустимое количество капитально-восстановительных ремонтов и технические требования к заменяемым узлам и агрегатам;
- предельные сроки эксплуатации с учетом капитально-восстановительных ремонтов парка;
- разработка на основе нормативных сроков эксплуатации программы капитально-восстановительных ремонтов и обновления подвижного состава;
- свод региональных программ в общую федеральную позволит оптимально распределить бюджетные средства на ремонт и обновление парка, а так же равномерно разместить заказы и загрузить мощности заводов-изготовителей.
- Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации:
упростить процедуру оформления электронного полиса ОСАГО для юридических лиц, предусмотреть возможность для юридических лиц производить оплату безналичным расчетом в течении трех дней после получения полиса ОСАГО;
- Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
- Обратить внимание на то, что прямое действие статьи 45 7 главы Трудового кодекса по отраслевым соглашениям и, оговариваемая в них индексация минимальной оплаты труда работника более одного раза в году без одобрения со стороны муниципалитетов, входит в противоречие с Бюджетным кодексом Российской Федерации, что требует внесения необходимых правок
- Разработать и утвердить порядок компенсации убытков перевозчиков за перевозку льготных категорий граждан.
- Главам субъектов Российской Федерации:
- Поддержать развитие электротранспорта как самого экологически чистого для эксплуатации в городах и населенных пунктах, в т. ч. в рамках проводимых мероприятий Года экологии, объявленного на 2017 год Президентом РФ Путиным В.В.
- Рекомендовать принятие целевых региональных программ развития городского электротранспорта с целевыми показателями по доле электротранспорта в общем объеме перевозок пассажиров общественным транспортом, по модернизации инфраструктуры, обновлению парка, повышению качества транспортного обслуживания населения, а так же закрепление выше перечисленных функций за органами местного самоуправления.
- «Для обеспечения жизнедеятельности горэлектротранспорта как основного вида для перевозки пассажиров льготных категорий, рекомендовать отнести финансирование данных перевозок в бюджетах городов к защищенным статьям социальных расходов».
- Не допустить в системе организации перевозок избыточную недобросовестную конкуренцию горэлектротранспорта с другими видами транспорта
- Минприроды России:
рекомендовать включить в программу года экологии – 2017 мероприятия по поддержке и развитию экологически чистых видов транспорта и приоритету электротранспорта.
- Общественной палате Российской Федерации:
- Взять на контроль ход реализации настоящих рекомендаций.
- Рекомендовать региональным Общественным палатам РФ рассмотреть вопрос о состоянии и мерах по развитию городского электротранспорта в субъектах РФ.
- Международной ассоциации предприятий городского электротранспорта (МАП ГЭТ):
- Рекомендовать с целью конструктивного взаимодействия с перевозчиками пассажиров автомобильным транспортом по организации перевозок различными видами транспорта активнее использовать площадку Союза транспортников России и возможности членства в Союзе.
- Рекомендовать активнее использовать возможности отраслевых и региональных средств массовой информации в популяризации преимуществ горэлектротранспорта.
Письмо министру транспорта М.Ю.Соколову